Вы здесь

КОРОВА-АМПУТАНТ 

или об опыте укрупнения одного из вузов 

Начиная разговор об образовании в период Чемпионата мира по футболу подумал о том, что любая сборная обычно представлена лучшими из лучших игроков. Для того чтобы защищать честь своей страны спортсмены проходят путь в отдельных клубных командах. Принцип командной работы национальной сборной можно выразить формулой: «сумма лучших качеств каждого игрока, умноженная на координацию их усилий». 

В отечественном высшем образовании картина аналогичная, а с процессом формирования главных сборных можно сравнить процесс реорганизации высших учебных заведений или как сейчас правильно написано в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" -  организаций высшего образования.

На первых этапах реорганизации сделали доброе дело - убили псевдо вузы, псевдо филиалы и псевдо представительства вузов, которые в непригодных для образовательного процесса условиях, а иногда в буквальном смысле в арендованных 100 кв. метрах площадей, «продавали в рассрочку» гражданам дипломы о высшем образовании. На занятия конечно студенты приходили, ну или часть студентов, и имитировали учебу, в то время как преподаватели имитировали преподавание. Как «растягивались» упомянутые выше метры аудиторного фонда под потребности тысяч студентов до сих пор удивительная и необъяснимая загадка для Рособнадзора.

Благодаря решительным действиям Министерства образования и науки, Росаккредагентства и Рособрнадзора удалось в некотором смысле отыграть девальвацию высшего образования, которая бесспорно имела место в 90-х годах.

 

В период пресловутых 90-х даже ученые степени были доступны почти любому желающему, в том числе и для того, чтобы козырнуть перед братаном, вытащив из кармана малинового пиджака визитку, на которой красноречиво написано: «Андреев Андрей Андреевич (любое совпадение фамилий и наименований – случайно) – генеральный директор ООО «Укатай в асфальт», кандидат наук» и т.д.  Впрочем, это отдельная тема, развивать которую пока не берусь.

Восстановив торжество здравого смысла государевы люди от образования на следующих этапах начали укрупнять вполне себе полноценные и даже некогда прославленные вузы путем их объединения. Из очевидных плюсов: отбор для работы лучших преподавателей, руководителей и обеспечивающих специалистов; некоторое повышение заработной платы конкурентоспособным и остающимся на работе, пусть даже и вынужденным ежегодно подтверждать свою конкурентоспособность; оптимизация использования материально-технической базы со среднесрочной перспективой переселения студентов и преподавателей в наисовременнейшие кампусы, которые еще необходимо построить. Вот коллективы вузов, в которых немало настоящих аксакалов и светил образования и науки с мировыми именами, как правило соглашались на объединения, для того чтобы превратиться в «мощные кулаки» и бороться за качество и имидж отечественного высшего образования. 

Можно ли представить ситуацию, когда из спортивных сборных команд страны после селекционной работы и тщательнейшего финального отбора, уже сразу после первых тренировок убирают, например вратарей или нападающих и оставляют все остальные амплуа? Может ли сборная далее существовать как таковая? В высшем образовании подобное, как выясняется, может иметь место.

Представим ситуацию: один из вузов присоединяет к себе другие, становится сильным, в том числе обретая новое полновесное наименование, но затем руководство этого вуза принимает решение, о том что отдельные направления подготовки не нужны. В результате студенты вынуждены срочно, за считанные месяцы до выпуска подыскивать себе место в другом вузе, а некоторые преподаватели увольняться еще до окончания действия и без этого «короткого», как правило на год, договора…..

Также, на минуточку учтем, что многие из студентов в массовом порядке вынужденных покинуть стены мощного, как им казалось, вуза учились не за счет средств федерального бюджета, а на платной договорной основе. Ситуация похожа на ту, при которой нерадивый хронически нетрезвый хозяин отрубает своей корове вымя и тщетно рассчитывает при этом, что бедняжка кормилица не только останется жива, но и молоко никуда не денется…

Впрочем, если с воображением плохо, можем не представлять а просто познакомиться с опытом подобной оптимизации в конкретном вузе – Московском политехническом университете.

Несколько лет укрупнения вызывали надежду на то, что вуз станет мега эффективным и получившаяся «сборная» станет одной из сильнейших в отечественном и не только образовании. Но случилась ситуация, эквивалентная «прорежению сборной», а в роли уволенных «вратарей» или «нападающих» оказались такие укрупненные группы профессий, специальностей и направлений подготовки как: «Юриспруденция», «Сервис и туризм», «Экономика и управление», «Языкознание и литературоведение» и т.д. (Наиболее полную информацию можно получить изучив Приложение №7 к Приказу Рособрнадзора от 19.03.2018 г № 326).

Результаты:

1. Паника студентов, которые вынуждены спешно перейти в другие вузы и тех, направления подготовки которых пока остались при вузе, но уверенность в завтрашнем дне явно растворилась.

2. Массовые увольнения преподавателей и специалистов, которые по-видимому еще предстоят.

Не могу подобрать подходящих слов, чтобы описать то, что читается в глазах студентов, еще недавно думавших, что построили маршрут получения высшего образования в навигаторе своей жизни… 

На вопросы «почему?» представители руководства вуза отвечают, что это решение Рособрнадзора, а некоторые представители топ-менеджмента вуза, за плечами у которых есть и опыт руководства целыми субъектами Российской Федерации, прямо винят самих преподавателей в плохой работе по подготовке к аккредитации. 

Надо ли говорить о том, что работа по подготовке к аккредитации велась педагогами на совесть и зачастую в прямом смысле слова - в круглосуточном режиме, да еще и в условиях тотальной ограниченности материально-технических ресурсов и без отрыва от основной деятельности – преподавания. Складывается впечатление, что неожиданно закрытые укрупненные группы профессий, специальностей и направлений подготовки в мощном вузе, а с ними – целые структурные подразделения, просто оказались не нужны и не обеспечены поддержкой руководства вуза. Вот руководство и не отстояло их перед Рособрнадзором.

К слову о корове и вымени: по некоторым неофициальным данным, в результате закрытия направлений подготовки вуз уже не досчитался порядка 120 млн. рублей, в аудиториях по прежнему сыпется краска со стен и потолка, а в корпусах, нет- нет да и прорвет канализацию или неожиданно начнет плавиться электропроводка… Из-за нехватки средств, преподавателей, над которыми уже висит «Дамоклов меч», поставили перед необходимостью уходя в отпуск не получить причитающиеся отпускные в полном объеме, а разделить их на две части – в начале отпуска и в середине. Вот и не отказывайте себе в отдыхе, уважаемый профессор, приобретайте билеты и путевки…

В заключении статьи хочу официально принести извинения за сказанное мною в интервью одному из телевизионных каналов в 2014 году на 14 минуте 32 секунде: https://www.youtube.com/watch?v=i8ntJPaNW9U&t=0s&list=PLTVvwtKWm0dR1uMXYkg-I0NUsREn8Kcst&index=4  

Уважаемые студенты и коллеги, простите меня. Я был не прав.

 

Доцент кафедр Московского политехнического университета,

кандидат педагогических наук, доцент

Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса

Евгений Сафронов

P.S. Имя автора настоящее и не является псевдонимом. Автор может смело высказать и уже неоднократно высказывал руководству свое мнение. Написанное конечно является субъективным и содержит оценочные суждения, но совпадает с мнением многих коллег вуза, имена которых по этическим причинам автор не приводит, и опирается на некоторый опыт работы автора в отрасли, в т.ч. в качестве проректора в двух государственных вузах, а также на опыт государственной гражданской службы в Федеральном агентстве Министерства образования и науки Российской Федерации.

Категория: