Вы здесь

О деяниях любой власти обычно судят по достигнутому результату. Такой подход понятен и прост в использовании: достаточно сравнить достигнутое с тем, что было ранее. В этом контексте деятельность столичных властей можно оценить на пять с плюсом. За десять лет Москва преобразилась до неузнаваемости, встав в один ряд с крупнейшими европейскими (и не только) столицами.
С другой стороны, развитие любого города сопровождается постоянно возникающими проблемами, порой самыми неожиданными, требующими адекватного решения. Но и в данном случае к московскому Правительству не придерешься. Оно своевременно замечает возникающие проблемы и находит эффективные их решения. В качестве примеров можно назвать постепенную «утряску» жилищного вопроса, развитие транспортной сети, модернизацию городской инфраструктуры. Однако всегда ли городские власти в процессе принятия решений учитывают все имеющиеся альтернативные варианты? Ответ на этот вопрос далеко неоднозначен.

ПРИПАРКОВАЛИСЬ...

В середине февраля столичных автолюбителей как гром среди ясного неба поразило известие о возвращении на улицы Москвы пресловутых эвакуаторов. Этот слух, растиражированный охочими до «жареного» журналистами, был сразу же опровергнут пресс-секретарем столичного Правительства Сергеем Цоем, сообщившим, что никаких документов о применении эвакуаторов принято не было. «Городские службы по поручению мэра действительно изучают ситуацию относительно способов возможного использования эвакуаторов, однако никаких решений на сегодняшний день официально не принималось», - заявил Сергей Цой.
Как известно, работа служб, занимающихся «удалением» с московских улиц неправильно припаркованных автомобилей, была приостановлена 10 декабря прошлого года. Основанием для принятия подобного решения стали действия самих «эвакуаторщиков» (слова Юрия Лужкова - ред.). По мнению мэра, они ведут себя похамски, а главной их целью давно уже стало банальное вымогательство денег у автовладельцев.
Отдельный вопрос - эффективность эвакуации оставленных в неположенном месте автомобилей. По данным Департамента транспорта и связи Правительства Москвы, каждый день на штрафстоянки (а их в городе более 5 тысяч) отправлялось по 350-400 машин. О том, сколько «железных коней» оставлялось и оставляется на обочинах, тротуарах, остановках городского транспорта и т.п., официальная статистика умалчивает. Впрочем, достаточно просто пройтись по столичным улицам, особенно в Центре, чтобы понять, что счет в данном случае идет как минимум на десятки тысяч. Понятно, что эвакуация нескольких сотен автомобилей проблему не решит. Хотя бы потому, что самим эвакуаторам крайне сложно работать на городских улицах из-за интенсивности движения.
По той же причине зимой возникают проблемы с расчисткой столичных дорог от снега. У москвичей еще свежи в памяти сильные снегопады, случившиеся в начале и в середине февраля. В те дни только ленивый не ругал «нерадивых» дорожников. Хотя ругать их было, в общем-то, незачем: в отдельные дни они работали фактически на пределе своих возможностей. Так, лишь в ночь с 14 на 15 февраля на расчистку московских улиц было направлено до 10 тысяч единиц специальной техники. Тем не менее, погода, как говорится, внесла свои коррективы. А днем дорожная техника уже не могла нормально работать - опять же, из-за интенсивного уличного движения. Которое, отметим, и является первопричиной всех «дорожных» проблем в Москве.
Так что предъявлять претензии к городским службам (и городским властям) за «неправильный» подход к решению данного вопроса неправомерно. В конце концов, воспрепятствовать росту количества автомобилей в городе они фактически не в состоянии. Возможности для нового дорожного строительства также небезграничны - свободной земли в городе осталось не так много. Да и требуется она для других целей. Вовсе не для строительства нового «элитного» жилья и торговых центров, как можно было бы подумать. Ведь нагрузка растет не только на транспортную инфраструктуру. В частности, в серьезной модернизации нуждаются энергетические объекты города.

СТОЛИЧНЫЕ КИЛОВАТТЫ

Через несколько лет Москва может столкнуться с дефицитом электроэнергии. Специалисты Департамента топливно-энергетического хозяйства Правительства Москвы оценивают средний ежегодный прирост энергопотребления в 2-4%. Таким образом, уже к 2010 году возникнет общий дефицит установленной мощности в 3,9 тыс. мегаватт. В целом же, общий прирост энергопотребления на период до 2020 года составит 40% (такой прогноз содержится в Генеральном плане развития Москвы).
Покрыть этот прирост своими силами (точнее, мощностями) «Мосэнерго» не в состоянии. Уже в период осенне-зимнего максимума 2003-2004 гг. эта компания стала энергодефицитной.
Для предотвращения энергетического кризиса в городе московское Правительство еще в ноябре 2003 года разработало комплексную программу строительства энергетических мощностей, неподконтрольных «Мосэнерго». К 2010 году в столице предполагается построить 35 крупных энергетических объектов общей мощностью 3,9 тыс. МВт. На реализацию программы необходимо 130 млрд. рублей, из которых 77- 78 млрд. планирует выделить московское Правительство, а остальную сумму - частные инвесторы.
В рамках реализации данной программы в конце января 2005 года состоялся первый инвестиционный конкурс на строительство четырех ТЭЦ в новых районах города - «Кожухово», «Молжаниновка», «Северный» и «Терешково». На каждой из них предполагается смонтировать газотурбинные установки мощностью 12 МВт каждая. Строительство должно быть осуществлено в 2006- 2008 гг. Кроме этого, планируется ввод аналогичных установок на уже действующих ТЭЦ «Курьяново» и «Пенягина».
Специалисты в области энергетики так и не смогли прийти к единому мнению по поводу данной инициативы московского Правительства. «Сторонники» программы утверждают, что в городских условиях возведение ТЭЦ на базе газо­турбинных установок имеет значительные преимущества. Стоимость их строительства невысока по сравнению с крупными станциями. Применяемые конструкционные решения обычно не требуют больших площадей, что в условиях мегаполиса также крайне важно. Наконец, их можно располагать в относительной близости от жилых массивов, то есть конечных потребителей. А значит, сэкономить на прокладке новых теплотрасс (как известно, кроме электричества, все ТЭЦ вырабатывают и тепловую энергию) и линий электропередач.
Противники городской энергетической программы, в свою очередь, находят в ней массу изъянов. В частности, они утверждают, что газотурбинные установки вовсе не являются последним словом техники в области строительства тепловых электростанций и намного уступают в эффективности более современным парогазовым установкам. При этом, правда, «забывают», что городские власти планируют в будущем строительство энергообъектов с использованием «парогаза» (например, монтаж подобной установки предусмотрен на районной теплосети в Строгино).
Возражения на этом не исчерпываются. Некоторые эксперты полагают, что одно лишь строительство новых генерирующих мощностей не поможет в полной мере решить энергетическую проблему. Сетевое хозяйство в городе крайне изношено, и доставить по назначению выработанные на новых ТЭЦ киловатты будет весьма сложно. А модернизация «сетей» программой не предусмотрена.
Представители «Мосэнерго» вообще считают программу развития городской энергетики слишком затратной, указывая, что модернизация уже существующих мощностей обеспечила бы намного больший экономический эффект.
Впрочем, само «Мосэнерго» не может похвастаться сколько-нибудь значительными успехами в деле развития городской энергетики. Разработанная специалистами компании еще в 1995 году «Энергетическая программа развития Московского региона до 2010 года» так и не была реализована. Всего планировалось ввести в строй новые генерирующие объекты мощностью 3 тыс. МВт, а также реконструировать уже построенные, вырабатывающие 4,42 тыс. МВт. За прошедшее время удалось лишь ввести в строй объекты суммарной мощностью примерно 180 МВт.
Можно утверждать, что фактический провал программы «Мосэнерго» стимулировал московские власти принять решение о строительстве собственных энергетических мощностей. В то же время «злые языки» считают, что городская программа была принята прежде всего «в пику» руководству «Мосэнерго», с которым у столичных властей давно сложились весьма напряженные отношения. Представители московского Правительства, в свою очередь, утверждают, что они не ставят перед собой цели навредить «Мосэнерго» и что единственная стоящая перед ними задача - удовлетворить реальный прирост энергопотребления.
Однако вернемся к самой энергетической программе Правительства Москвы. Критики называют еще два фактора, препятствующих ее успешной реализации. Это, во-первых, отсутствие у столичной мэрии «собственных» менеджерских кадров с достаточным опытом управления энергетическими объектами. Во-вторых, при реализации программы основная ставка делается на использование «голубого топлива» (напомним, что большинство генерирующих мощностей будет оснащаться либо парогазовыми, либо газо-турбинными установками). Иными словами, необходимо будет обеспечить бесперебойную доставку газа на новые ТЭЦ. А газовое хозяйство Москвы, в свою очередь, находится далеко не в лучшем состоянии.

ГАЗ ДО ОТКАЗА

1 февраля состоялось заседание Правительства Москвы, на котором обсуждалась программа повышения надежности функционирования городского газового хозяйства. Проект соответствующего постановления был отправлен на доработку: по словам вице-мэра Москвы Валерия Шанцева, представленный документ «пустой и ничем не обеспеченный». Действительно, по мнению разработчиков программы, только в этом году на осуществление запланированных мероприятий потребуется без малого 1,8 млрд. рублей. Между тем в бюджете текущего года на все «газовые» нужды выделено всего 122 млн. «целковых».
Обсуждавшееся 1 февраля постановление - далеко не первая масштабная инициатива городских властей, касающаяся модернизации газовой инфраструктуры. В 2001 году была принята комплексная программа реконструкции городских газовых сетей, однако к настоящему времени выполнено менее 10% от общего объема запланированных работ. Причина - постоянная нехватка средств. По данным главы «Мосгаза» Михаила Поповича, общий дефицит финансирования газового хозяйства столицы в 2001-2004 гг. составил 6,5 млрд. рублей.
Правда, в мэрии смогли найти почти миллиард рублей (987,6 млн., если точно) на замену выработавших свой ресурс газовых плит и водонагревательных колонок в жилых домах в период с 2006 по 2010 гг. Соответствующее постановление было принято 16 ноября 2004 года. Правда, оно так и не вступило в силу. Официально - из-за несовершенства отдельных содержащихся в нем юридических формулировок.
Из-за отсутствия необходимой нормативной базы специалисты до сих пор не могут приступить к работам по модернизации городского газового хозяйства. Между тем его состояние таково, что промедление буквально смерти подобно. В срочной замене нуждаются минимум 120 тысяч отработавших свое газовых плит и около 100 тысяч водонагревательных колонок (из 141 тысячи, установленных в городских домах). Как утверждает Михаил Попович, необходима срочная перекладка 1000 километров газопроводов, находящихся в аварийной ситуации. Если это не будет сделано в самое ближайшее время, то из строя может выйти вся сеть. До сих пор не завершен вывод внутренних коммуникаций из подвалов и подъездов. В основном это касается ведомственных жилых домов. По словам г-на Поповича, если оставить все, как есть, то уже в ближайшие годы в Москве может начаться «эпидемия» техногенных катастроф, вызванных изношенностью газовой инфраструктуры.
Некоторые специалисты утверждают, что «газовую» проблему можно решить путем привлечения неподконтрольных «Мосгазу» частных компаний, которых в столице более 50. К настоящему времени ими проведена модернизация газового оборудования более 4 тысяч жилых домов.
Однако городские власти делают ставку на «старый добрый» «Мосгаз». Их позиция легко объяснима. Согласно канонам либеральной экономической науки, частные компании значительно эффективнее государственных (а «Мосгаз», как известно, является ГУПом - государственным унитарным предприятием). Может быть, это действительно так. В то же время ослабление контроля со стороны Правительства Москвы за функционированием таких стратегически важных отраслей городской экономики, как электроэнергетика и газовое хозяйство, вряд ли можно считать разумной мерой. Кстати, такой же стратегии придерживаются и федеральные власти - в масштабах огромной страны.

Юрий МИТРОПОЛЬСКИЙ, Алексей БЕРЕЗИН

Журнал: