Вы здесь

Как известно, из каждой безвыходной ситуации есть минимум два выхода. Точно так же и любая «нерешаемая проблема» имеет два принципиальных решения. Если проблема из ранга общественно значимых (а мегаполис сталкивается исключительно с таковыми), то эти решения либо устраивают большинство населения, либо навязываются ему принудительно. Похоже, в мэрии избрали первый вариант при лечении многих «вечных болячек» нашей столицы. Только хватит одних лишь усилий городских властей, чтобы удержать ситуацию под контролем?

Юрий Михайлович Лужков«НАРОДНЫЙ ГАРАЖ»
В середине лета в московской мэрии в очередной раз задумались о необходимости строительства достаточного количества гаражей и стоянок. Департаментом градостроительной политики была разработана соответствующая программа, в конце июля рассмотренная на заседании столичного Правительства (о подготовке этой программы мы писали в прошлом номере журнала). Предполагается, что строительство новых паркингов будет вестись на средства частных инвесторов. К настоящему времени, по словам заместителя руководителя Департамента Константина Королевского, разработано уже 200 комплектов проектной документации*.
Право на строительство гаражей будет «разыгрываться» на открытых торгах. Первые из них уже состоялись в конце июля, когда были распределены 12 лотов на 3800 машиномест.
Строительство «народных гаражей», как следует из их названия, должно будет вестись на народные же деньги. То есть любая инициативная группа граждан сможет обратиться в управу района для получения разрешительной документации. По словам г-на Королевского, в настоящее время готово уже 57 проектов. 7 из них планируется реализовать к концу будущего года.
Но, как говорится, гладко бывает только на бумаге. Первый, и наиболее острый вопрос (ниже станет понятно, почему именно он поставлен на первое место) — что будет с многострадальными ракушками? Не секрет, что для многих граждан «временные металлические укрытия для автомобилей» (а именно так официально именуются ракушки) являются единственным доступным способом обеспечить хоть какой-то комфорт своему транспортному средству. Ведь средняя стоимость одного места на охраняемой (открытой) стоянке составляет 1 тысячу долларов в год.
Представители столичной мэрии обещают, что никакого массового сноса ракушек не будет. Однако многие специалисты уже сейчас считают «временные металлические укрытия» приговоренными. Земля в Москве, особенно в Центре, дорогая, и просто заставить ее металлическими тентами (равно как и одноэтажными бетонными гаражами) столичные, а точнее районные, власти не могут себе позволить. Не помогает даже то, что ракушки, как и одноэтажные гаражи-боксы, расположены главным образом на всякой земельной неудоби. Поэтому «зреющее» в недрах столичного Правительства решение сократить количество ракушек на одну четверть уже в будущем году не так уж далеко от реальности.
Другой, не менее важный вопрос: а не станут ли эти гаражи «антинародными»? Будет ли их покупка по карману среднестатистическому автолюбителю? Планируется, что цена одного места во вновь построенных гаражах составит от 3,5 тыс. («народные гаражи») до 20 тыс. долларов (подземные паркинги в районах элитной застройки).
На первый взгляд, стоимость места даже в народном гараже кажется непомерно высокой. Однако в районах с развитой инфраструктурой (на Юго-Западе, например) бетонный бокс в гаражном кооперативе уже сейчас обходится в сумму от 7,5 до 10 тыс. долларов. Так что можно с уверенностью предположить: многие из наших сограждан согласятся раскошелиться, если одно машиноместо в «народном гараже» действительно будет стоить «три с полтиной». (Об элитных паркингах, в настоящее время полупустых, — разговор особый).
Другое дело, что ни программа «народных гаражей», ни строительство парковок за счет частных инвесторов проблемы не решат. Ведь всего за 2005-2007 гг. планируется построить лишь 330 тыс. новых машиномест, из них 83 тысячи — по программе «Народный гараж». В городе сейчас зарегистрировано 3 млн. частных автомобилей, на которых приходится всего 1 млн. парковочных мест (из них 660 тыс. в многоэтажных стоянках, а остальные — в одноуровневых). Да и не все они заполнены — из-за дороговизны.
Иными словами, обеспеченность города парковочными местами составляет сейчас лишь 38-39%. После реализации упомянутой выше городской программы этот показатель составит 40-41%. Если учесть, что в Москве каждый день регистрируются 50 новых автомобилей, то запланированные 2% прироста количества машиномест окажутся лишь каплей в море. Согласно долгосрочным прогнозам, к 2020 году обеспеченность столицы парковками вряд ли превысит 70% от необходимого количества машиномест.

«ЧЕТ» И «НЕЧЕТ»
Наиболее остро транспортная проблема проявляется в центре города. Все испробованные ранее средства разгрузить центральную часть столицы от едущих (точнее, ползущих) и стоящих автомобилей, вроде тех же эвакуаторов, оказались неэффективны. В итоге в московской мэрии повнимательнее присмотрелись к мировому опыту и решили ограничить движение автотранспорта (в первую очередь, личного) по некоторым городским магистралям.
Недавно была обнародована концепция Законопроекта «О регулировании движения автотранспортных средств на отдельных городских территориях». Согласно этому документу, в ближайшем будущем въезд в центральную часть города для «частников» будет ограничен — либо с помощью спецпропусков, либо ... цифрами, на которые заканчивается номер автомобиля. Допустим, «четные» номера смогут беспрепятственно проезжать в Центр по четным дням, а «нечетные — наоборот». Подобная практика существует, например, в Афинах.
Есть и еще один вариант — попросту брать плату за въезд в центральные районы города, как, например, в некоторых других европейских столицах. Но, насколько известно, подобный вариант в законопроекте не предусмотрен. И правильно, ибо в противном случае коррупционный потенциал нового закона (если он будет принят) возрастет в разы.
В принципе новый законопроект и без того сразу создает «питательную среду» для всевозможных нарушений. Уже сейчас можно назвать два главных их источника. Первый — это обладатели «мигалок», многие из которых приобретены незаконно и спецпропусками в строгом смысле не являются. Второй источник — это «крутые» на джипах (речь идет не только об охране VIP-персон), которые привыкли ездить как угодно и где угодно. Для означенных категорий «автомобилистов» любой закон — «что дышло». Увы, но скорее всего так будет и с Законом «О регулировании движения автотранспортных средств на отдельных городских территориях». Следовательно, в ближайшие годы центр города по-прежнему останется забитым автомобилями и загазованным сверх всякой меры.

«ЭФФЕКТ БУБЛИКА»
Для проживающих в пределах Садового кольца есть и хорошая новость. «Центральный округ был жилым, является и будет жилым. Это позиция не только моя, но и Правительства Москвы», — заявил на пресс-конференции 29 июля Префект ЦАО Сергей Байдаков. И если в 2003-2004 гг. действительно наблюдалось некоторое сокращение численности живущих в исторической части города (так называемый «эффект бублика»), то в настоящее время происходит обратный процесс.
По словам г-на Байдакова, не станет Центр и «резервацией для богатых». Процесс вытеснения ими коренных жителей неуклонно идет на спад. Ранее это происходило в результате переселения из ветхого жилого фонда. Так, если в 2004 году доля «переселенцев» из сносимого и реконструированного жилья, остававшихся в Центральном административном округе, составляла 65%, то в нынешнем году этот показатель составляет 85%. В 2006 году он достигнет 96%, а в 2007 г. — 100%. Для выполнения запланированных показателей необходимо каждый год строить 130 тыс. кв. метров муниципального жилья. В 2004-2005 гг. строилось до 80 тыс. м2, в 2006 запланировано построить 90 тыс. м2, в 2007 — 125 тысяч.
Само по себе возведение подобного количества муниципального жилья для городского стройкомплекса (о его деятельности читайте на стр. 26) — не проблема. Проблема, как представляется, в другом. А именно — в нехватке свободных для строительства площадей. В настоящее время в Центральном округе насчитывается 1200 ветхих и аварийных домов. Расположены они в районах давно сложившейся застройки, где новое — точечное — строительство будет сопряжено с немалыми трудностями и неизбежно вызовет (и уже вызывает) протесты местных жителей.
И еще один момент: действительно ли все проживающие в ЦАО хотят там остаться? Ведь не секрет, что Центр становится все менее приспособленным для жизни. О транспортных проблемах говорилось выше. Кроме того, в центральных районах стало намного меньше «обычных» магазинов для повседневного пользования. Многие из бывших булочных и гастрономов давно уже перепрофилированы в бутики и им подобные заведения. А строящиеся новые магазины (в основном сетевые супермаркеты) пока не могут покрыть потребностей местных жителей в товарах повседневного спроса. Да и цены в этих «маркетах» чаще всего вовсе не «демократичные». В целом же отдельные аналитики говорят о сокращении людей, желающих жить в Центре. Как видно из приведенных примеров, подобные утверждения вовсе не безосновательны.

«НЕФТЯНАЯ» РЕГАТА
Москва, как известно, является портом пяти морей. Может быть, для поддержания соответствующей репутации, а может быть, просто из-за пристрастия Юрия Лужкова ко всему морскому в Москве в последние выходные июля состоялся первый фестиваль яхт. На его открытие Юрий Михайлович прибыл на борту яхты «Северная звезда».
По замыслу организаторов, фестиваль призван стать своеобразной заявкой города на проведение в августе и сентябре этого года двух чемпионатов мира по парусному спорту — в классах судов «49» и «Финн» (для этого в Москве был специально построен яхт-клуб). Среди других целей фестиваля — привлечение внимание горожан и гостей столицы к Москве-реке как к важной инфраструктурной и исторической части города, ознакомление их с перспективами отечественного яхтостроения и всем спектром услуг, связанных с парусным спортом и досугом на воде.
Удалось ли устроителям фестиваля добиться поставленных целей — покажет время. В частности, вопрос о проведении в городе двух чемпионатов мира решится в самом ближайшем будущем. Но уже сейчас ясно, что как «шоу» фестиваль яхт удался на все сто. На мероприятии было представлено 16 судов различных классов, продемонстрировали свое мастерство аквабайкеры и водные лыжники, а тысячи людей наблюдали за происходящим с Пушкинской (что в Нескучном саду) и Фрунзенской набережной, а также с Андреевского моста. По словам московского мэра, ежегодный фестиваль яхт в будущем станет традиционным.
Пожалуй, единственным, что омрачило проведение фестиваля, было появление на Москве-реке в районе Крылатского моста большого нефтяного пятна. Произошло это в ночь с пятницы на субботу.
Следует напомнить, что это не первый подобный случай за лето. Нефтяное пятно (кстати, в том же районе) появлялось 30 июня, 1 и 11 июля. Во всех случаях происшествие удавалось быстро ликвидировать. По утверждению сотрудников Мосводостока, косвенно подтвержденному заместителем руководителя Росприроднадзора Олегом Митволем, бензин или иные нефтепродукты, смытые дождями с московских улиц, попали в реку через систему водосбросов. По словам г-на Митволя, вся система городских коллекторов нуждается в серьезной реконструкции.

РАСПАРИТЬ!
Сильной «головной болью» для многих москвичей по-прежнему остается... спаренный телефон. Неудобства подобного «способа связи» всем очевидны. Несложно представить, чего стоит вызвать, допустим, «скорую помощь», когда соседи часами болтают по спаренной линии.
В ближайшие несколько лет эта проблема может быть полностью решена. К 2012 году столичные связисты намерены провести полную модернизацию городской телефонной сети с заменой аналоговых АТС на цифровые. Собственно, соответствующая работа интенсивно проводится уже в настоящее время. Так, по словам начальника отдела связи, телематики и навигации Департамента транспорта и связи Правительства Москвы Романа Резникова, только в нынешнем году намечены замена 280 тысяч аналоговых номеров и ввод более 130 тысяч цифровых. А уже со следующего года темпы реконструкции городской телефонной сети планируется резко увеличить — в общей сложности до 440 тысяч номеров, а в 2007 году — до 600 тысяч номеров. Если подобные темпы будут выдержаны, то полная реконструкция московской телефонной сети будет завершена не к 2012 году, как планировалось изначально, а к 2010-му. Тогда же исчезнет и последний спаренный номер.

Юрий МИТРОПОЛЬСКИЙ

Журнал: