Вы здесь

ЕлховВалерий Николаевич ЕЛХОВ — генеральный директор Союза Мороженщиков России. Победитель Московского и Российского конкурсов «Менеджер года» (2001, 2006 гг.). в номинации «Фонды и общественные организации». Академик Международной Академии холода. Родился в 1950 году. В 1971 г. окончил Куйбышевский политехнический институт, где преподавал до 1973 г. В 1973—1983 гг. находился на комсомольской работе. В 1983—1992 гг. работал в структурах государственного управления: заместителем начальника управления кадров и учебных заведений Министерства мясной и молочной промышленности СССР, затем начальником Отдела кадров и учебных заведений – членом коллегии Госкомитета по изобретениям и открытиям СССР. В 1992—1995 гг. стал одним из создателей Учебного центра банковской системы, где позже занимался преподавательской работой. С 1995 г. работает в системе производства и реализации мороженого и замороженных продуктов. Один из инициаторов создания Ассоциации «Столичное мороженое», а затем — Союза Мороженщиков России, генеральным директором которого является в настоящее время.

О том, что нам давно пора «слезть с нефтяной иглы», слышал, наверное, каждый. По мнению многих экспертов, прорыв намечается прежде всего в тех отраслях промышленности, где внедряются иностранные технологии. Впрочем, есть и обратные примеры. Это оборудование для нефтяной и газовой промышленности, системное программное обеспечение, микросхемы и… мороженое, промышленному производству которого в этом году исполняется 75 лет. Кстати, в прежние времена государство уделяло большое внимание выпуску этого сладкого холодного продукта. Первый ГОСТ на мороженое появился в нелегком для страны 1941 году.
А полвека спустя лишенные государственной поддержки мороженщики оказались один на один с новыми, ранее неизвестными им проблемами. Развал прежней системы реализации, сложности с открытием новых торговых точек, нехватка необходимого оборудования (например, морозильников, пригодных для установки в киосках и небольших магазинчиках), недостаток опыта в продвижении своей продукции. Плюс «наплыв» импортного товара, далеко не всегда высокого качества.
Общие проблемы лучше решать совместными усилиями. Первыми это поняли московские производители мороженого. И в 1996 г. при содействии городского Правительства была создана Ассоциация «Столичное мороженое» — первая организация такого рода на продовольственном рынке Москвы и одновременно первое отраслевое объединение мороженщиков России.
В следующем году состоялся первый Праздник Мороженого на Поклонной горе, а в 1998-м была принята первая общегородская программа поддержки городских производителей мороженого, рассчитанная на 2 года. Следующую утвердили, как несложно догадаться, в 2000 году.
«Третья такая программа попросту не понадобилась, — рассказывает Валерий Николаевич Елхов, один из основателей Ассоциации, а ныне генеральный директор Союза Мороженщиков России. — Столичные производители чувствовали себя на «своем» рынке куда увереннее, чем несколько лет назад. Например, префектурам административных округов поручили выделить участки под киоски, владельцев которых освободили от арендной платы за землю. В результате количество торговых точек в Москве увеличилось на порядок. А если учесть, что в случае с мороженым наши сограждане традиционно предпочитали именно отечественных производителей, то последние решили многие существовавшие ранее проблемы со сбытом».
На рубеже веков география деятельности Ассоциации давно уже вышла за пределы МКАД. К тому же в те годы перед мороженщиками стояли новые задачи, связанные с развитием отрасли в целом. Решать их пришлось уже Союзу мороженщиков России, образованному в июне 2000 года. Так, благодаря усилиям руководства Союза, ставка НДС на мороженое была снижена на 10%. Кроме того, сначала в Москве, а затем — в других регионах страны был отменен налог с продаж.
Союзом мороженщиков России также была инициирована разработка нового государственного стандарта на мороженое. Последний (и первый в стране) подобный ГОСТ был принят, как уже отмечалось, в 1941 году. А в настоящее время, совместно с Молочным Союзом РФ, разработан технический регламент «Требования к молоку, продуктам его переработки, их производству и обороту» в части, касающейся производства мороженого.
Под эгидой Союза проводятся многочисленные отраслевые выставки (крупнейшая из них – ежегодная выставка «Мир мороженого и холода» на ВВЦ), а во многих городах страны проходят праздники мороженого. Последний такой праздник в Москве, в Сокольниках, собрал без малого 250 тысяч человек. У Союза мороженщиков несколько собственных печатных изданий.
«Вообще главная наша задача – объединение всех «причастных», — говорит г-н Елхов. – И я считаю, что в целом нам удалось ее решить. Сейчас в Союз входят 184 юридических лица, или 80% всех российских производителей мороженого, холодильного оборудования, а также упаковки и иных «сопутствующих товаров». И мы должны сделать так, чтобы все эти предприятия не мешали, а, наоборот, помогали друг другу».
Тем более что проблем, стоящих перед мороженщиками, отнюдь не убавилось. Это, в частности, высокие цены на сырье, энергоносители, оборудование, невыгодные условия их по ставок. Безусловно, сказываются и сезонные колебания спроса на мороженое. Правда, в связи с глобальным потеплением и эта проблема, возможно, решится сама собой.