Вы здесь

Усилиями специалистов ООО «Светосервис» объект культурного наследия столицы приобрел сказочный вид.

При слове «Царицыно» мы вдруг ощущаем дуновение столетий. Царицыно – это не просто старый парк в Москве. Это зримое подтверждение связи времен — старинный императорский дворцово-парковый ансамбль, вписанный в нашу сегодняшнюю жизнь. Перед глазами проходит долгая жизнь Царицына. Бурное правление Екатерины II, эволюция ее мировоззрения, принятые здесь судьбоносные для страны решения и двадцать лет ее частной жизни, связанные с Царицыным.
Великолепно задуманный архитектором В. И. Баженовым проект нарядной и воздушной загородной резиденции для летнего отдыха Екатерины, реализация проекта, холодность заказчика и отстранение Баженова. Доработка комплекса и строительство имперского Большого дворца архитектором М. Ф. Казаковым и снова неприятие заказчика. Забвение и тихое разрушение в течение почти 200 лет и, уже в наши дни, возрождение и новая жизнь усадьбы, ставшей, наконец, полноценным музеем-заповедником, служащим своему народу. Вот какие метаморфозы происходят с Царицыным.
Тех, кто здесь давно не бывал, многое удивит. В последние десятилетия некоторые объекты центрального ядра усадьбы – построенные в XVIII веке В. И. Баженовым Оперный дом, Малый дворец, 1-й, 2-й, 3-й Кавалерские корпуса – были отреставрированы. Однако развалины Большого дворца, парковые павильоны, почти утратившие свой облик, и сам запущенный парк наводили на грустные размышления. И только в 2005-2006 годах, после начала полномасштабных реставрационных работ, ситуация резко изменилась к лучшему.
Восстановлены Большой дворец и Хлебный дом, Оранжерейный, Большой мосты, Фигурный мост-арка, многочисленные павильоны Исторического парка. Ведутся работы по воссозданию Оранжерейного комплекса. Проведены работы по организации ландшафта в центральном ядре и почти на всей территории обширного Царицынского парка. Главная площадь ансамбля восстановлена по чертежам Казакова. Бережно расчищен парк, благоустроены дорожки.
Дворцы и павильоны В. И. Баженова представляют собой нарядные сооружения из красного кирпича с белокаменным декором. Оставаясь индивидуальными по внешнему облику, вместе они образуют ансамбль в едином, созданном самим архитектором, стиле «нежная готика». Композиционно объекты комплекса расположены Баженовым так, что при наблюдении с главных видовых точек образуют панорамы, в которых здания, сливаясь, создают единый фасад. Главные видовые точки предполагались Баженовым возле Царицынской плотины, у Большого моста и со стороны поляны парковой части территории. После замены архитектора Баженова архитектором Казаковым были разобраны несколько Баженовских корпусов и на их месте построен массивный, даже помпезный, Большой дворец Казакова. Такие перестройки несомненно изменили панорамные виды, задуманные Баженовым.
В процессе проведения восстановительных работ дворцово-парковый ансамбль был оснащен установкой архитектурного освещения. Стояла задача не только выявить своеобразный облик каждого здания и подчеркнуть вечерним светом принятое автором композиционное решение ансамбля с учетом панорам, открывающихся при наблюдении с главных видовых точек, но и обозначить общее в архитектуре Баженова и Казакова, не дать мощному Большому дворцу подавить нежную и легкую архитектуру домиков-дворцов Баженова.
В вечернем свете засияли объекты дворцовой зоны: Большой и Малый дворцы, Хлебный дом, 1-й, 2-й, 3-й Кавалерские корпуса, Оперный дом, Виноградные ворота, Галерея с аркой, Большой и Оранжерейный мосты, Фигурный мост-арка, павильон Миловида, так любимый Екатериной, и объекты Исторического парка: беседка «Храм Цереры», павильон «Нерастанкино», Башня-руина. В дворцовой зоне освещены цокольные части разобранных Баженовских корпусов – Большого Кавалерского и Камер-юнфарского, освобожденные от наросшего культурного слоя.
Появилось новое наружное освещение территории. При проектировании наружного освещения комплекса требовалось увязать наружное и архитектурное освещение как составляющие единой, соответствующей стилю Баженова, световой среды всего ансамбля. Необходимо было, чтобы для посетителя, прогуливающегося по дорожкам парка и наблюдающего освещенную архитектуру зданий сквозь светящиеся опоры, картина выглядела гармоничной, чтобы не было диссонанса по цвету света и яркости между светильниками на опорах и освещенными фасадами. И это получилось.
Проектные работы по освещению Царицына велись сотрудниками фирмы «Светосервис» в содружестве с разработчиком проекта восстановления и реставрации зданий и территории Царицынского комплекса институтом «Моспроект-2». Хочется выразить благодарность авторам-архитекторам этого института, а также искусствоведам и энергетикам Государственного музея-заповедника «Царицыно» за ценную помощь, оказанную ими в процессе работы.
Таким образом, для освещения Царицына проектировщикам удалось подобрать деликатную «световую палитру».
И вот смотрим вечерние метаморфозы: ранее безлюдное в вечернее время Царицыно своими светящимися, сказочно нарядными дворцами, проглядывающими сквозь кружево крон освещенного парка, притягивает тысячи горожан.
Маргарита БЕЛЯКОВА, ГИП ООО «Светосервис»

Журнал: