Вы здесь

 

 

... Давно прошел май 2013 г. Прошло лето, осень и даже Новый год. И вот тут совершенно неожиданно материал, опубликованный более полугода назад, получил продолжение. Едва успели отгреметь новогодние салюты и пройти Рождество, как в редакцию раздался звонок. Девушка попросила пригласить помощника главного редактора, однако вышло так, что она попала сразу на автора этой статьи. Вы не поверите, но звонила госпожа Юлия Блатун! Выслушав ее, мы попросили прислать нам официальное письмо, которое и публикуем вместе с ответом на него Генерального директора как постскиптум.  Но для того, чтобы понять, о чем идет речь, прочитайте материал.

  

К О С М О Н А В Т

Начало было интригующим: на электронную почту нашего журнала пришло письмо вот такого содержания под грифом

 «ЗАКРЫТЫЙ Пресс-показ фильма "Космонавт".

ТОЛЬКО ДЛЯ СМИ!»:

27 мая в 18:00 в международном мультимедийном пресс-центре РИА Новости в рамках проекта "РИА-Арт" пройдёт пресс-показ фильма "Космонавт" испанского режиссёра Николаса Алькала, организованный совместно с изданием "Московские новости". Российская премьера состоится 13 июня 2013 г. "Космонавт" - это вымышленная история затерявшегося в космосе советского космонавта, который, вернувшись на Землю, не находит здесь ни души. Сценарий основан на дневниках генерала-полковника Николая Каманина, руководившего отбором и подготовкой первых космонавтов. Фантастический сюжет фильма развивается на основе мифа, бытовавшего во времена холодной войны: якобы русские запускают космонавтов в космос и не возвращают их обратно на Землю.

Все материалы проекта используют систему «сrowdfunding»  для финансирования, благодаря ей родился один из самых успешных проектов полнометражного фильма в мире, который использует Интернет как единую платформу для коммуникации, финансирования, создания и бесплатного распространения кино.

По окончании показа состоится обсуждение фильма, уникальной системы финансирования и распространения с Исполнительным продюсером и координатором съёмок с российской стороны Юлией БЛАТУН. 

 

Не заинтересовать мероприятие не могло. Кроме этого, система «Краудфайдинг»  - интересно было получить о ней информацию, и вот это заманчивое «бесплатно» – практически всегда какой-нибудь капкан в дальнейшем… В общем, было решено: идти нужно обязательно.

 

...Начало лета. Отличая погода. Шесть часов вечера. Горстка журналистов, человек шесть-семь, терялась в большом зале РИА-новости. Однако наша численность Юлию Блатун не смутила. Она вкратце рассказала о фильме. Дабы мы не задавали глупых вопросов, Юлия сразу сообщила, что система Краудфандинг   это что-то вроде массового сбора средств (в переводе – прямое привлечение средств),  при котором каждый человек, пожертвовавший  средства,  становился участником этого проекта, и его имя добавлялось в титры картины. То есть получалось, что вроде бы как фильм делали более 5 тыс. человек, которые пожертвовали хотя бы один евро на фильм. Благодаря этому они собрали недостающие 500 тыс. евро.,  и начали съемки, а также стали претендентами на премию включение их в книгу рекордом Гиннеса за самые длинные титры, которые должны идти на экране целых 20 минут.

 Далее г-жа Блатун сообщила нам, что перед фильмом нам будут показаны несколько фрагментов, которые в дальнейшем  каким-то образом будут использованы для коммерческого показа, но в сам фильм они не вошли. Вот как-то так. Вроде бы эти фрагменты особо интересны и обладают коммерческой привлекательностью. Сразу почему-то вспомнились продовольственные заказы совестского времени, когда давали палку дефицитной колбасы и к ней впридачу три банки бычков в томатном соусе и пять пачек макарон. Однако, по показаниям Юлии, и это было еще не все! Создатели программы придумали выпускать атрибутику – майки, значки, бейсболки и кулоны с символикой фильма. Там по сюжету наш космонавт берет с собой в полет кулончик с эдакой птичкой. Теперь эта птичка и есть эмблема фильма, и 500 тыс. евро, собранные краудфандингом,  создатели собираются вернуть благодаря коммерческому показу сюжетов, не вошедших в фильм (то есть «дефицитной колбасы»), а также продаже символики.

После этого многообещающего вступления, погасили свет, и началась демонстрация фильма. Вернее, вначале показали несколько коммерческих фрагментов – той самой «дефицитной колбасы».

 Вот до чего же я люблю американское кино! Как американцы,  пардон, испанцы, умеют снимать фильмы про Россию и Советский Союз! Особенно когда они начинают там говорить по-русски , как это было в «Красной жаре» с шикарным Арнольдом Шварценегером. Какие они подбирают костюмы, сюжеты и интерьер! То есть любой подобный фильм, даже если он по жанру трагичен, смотрится как комедия, и отечественный зритель не может удержаться от улыбки или откровенного смеха. Смешно смотрится форма на военных, которой у нас и в помине не было, манера разговора, бутылки из-под колы с наклейкой «Пиво «Жигулевское», да и само американское потягивание этого пива из горлышка – ну, просто цирк на выезде! Порадовал и советский водопроводный кран – не две крутящиеся ручки, а современный поворотный картридж. Как, впрочем, и начальник, курящий сигариллу, а не «Яву» или «Пегас». Во всем остальном, ничего, кроме любительского кино с врезками добытых откуда-то  кадров Советской хроники, показано не было.

Ну, в общем, сам фильм, который прокрутили потом, не сильно отличался от фрагментов. Я не читал дневники генерала-полковника Николая Каманина, руководившего отбором и подготовкой первых космонавтов. На содержании этих  дневников якобы основан сюжет фильма. Однако этот человек, который был легендой отечественной авиации и награжденный медалью «Золотая звезда» за №2, никак не мог предположить, что через 30 лет после его смерти может произойти нечто подобное, вроде выхода фильма, позорящего и нашу страну, и нашу космонавтику. Не так были воспитаны советские люди, чтобы, например, за завтраком, даже в шутку, начать бросаться друг в друга хлебом.  И вряд ли Николай Петрович, который был помощником Главнокомандующего ВВС по космосу, одобрил бы ситуацию, когда вот такое провокационное кино связали с его фамилией.

После фильма, который половина из пришедших журналистов все же досмотрела до конца, нас пригласили в другой зал, где по правилам пресс-конференции мы могли задать вопросы создателям фильма. Их всех в одном лице представляла очаровательная Юлия Блатун. Однако, вместо вопросов, журналисты начали обсуждать это, с позволения сказать, кино. Все, о чем шла речь, вы прочитали выше. Однако, Юлия радостно сообщила, что главная задача – это не точность фактов и информации.  Главное – привлечь внимание к фильму. И, насколько она поняла, это удалось его создателям! Кроме этого, каждый, она повторила – каждый, может внести свои изменения в сценарий, добавить что-то свое в сюжет, в общем, как в Википедии. Правда, как это осуществить на практике, она не объяснила, но это уже, наверное, не важно.

Ну, что ж на это все можно сказать?.. «Космонавт», снятый скорее всего для молодежи Запада, вполне может выполнить часть чьей-то, нам неведомой программы по искажению представлений о нашей стране. И никакой это не арт-хаус, и Андреем Тарковским тут и близко не пахнет. Андрей Арсеньевич, даже после эмиграции, любил свою Родину и все его фильмы – это его боль за Россию. И как можно сравнить с ним испанского мальчика, изготовивший свой первый любительский фильм – совершенно непонятно.

 

 

 

Неожиданно в зале, где проходила пресс-конференция, появился журналист одной из центральных газет – увы, я не запомнил фамилию коллеги и название издания. Он был и на просмотре, однако минут через пять показа потихоньку удалился, а в малый зал зашел только в самом конце обсуждения. То есть, на мой взгляд, это был самый опытный и умный из нас всех: он мгновенно сделал выводы,  успел попить кофе, а в заключении подвел некую черту всей нашей говорильне.

- Господа, - сказал он, взяв микрофон. – Что вы все так разволновались? Наша молодежь одна смотреть этот фильм не будет. А если будет, то только с взрослыми, которые объяснят, что вот так не было.

Он отдал микрофон, и ушел. Начали собираться и мы. Перед уходом я подошел к Юлии Блатун и предложил ей обменяться визитными карточками. Она, конечно, дала мне свою. Странная визиточка: ни адреса офиса, ни телефонов... Но есть, радостно сообщила мне г-жа Блатун, адрес ее электронной почты!

  

Впрочем, может  это только мне показалось, что фильм «Космонавт» - явная антироссийская и антисоветская пропаганда, направленная на  воспитание молодежи, особенно западной, в духе противостояния с Россией.  Может,  мне почудилось, что в сюжетах нарочно и сомволично показали разрушенные церкви, запустение, грязь, когда космонавт возвращается на пустую Землю, и земля это наша, российская... Может, я ошибаюсь, думая о том, что вся эта акция (а не фильм!) под названием «Космонавт» неспроста будет подкреплена распространяемой среди молодежи мира зомбирующей символикой  (один из таких значков на лацкане у г-жи Блатун - см. фото)... Может и нет никакого подтекста в том, что основную часть фильма снимали в Латвии, где уничтожают памятники солдатам-освободителям, а его мировую премьеру по странному совпадению провели 9 мая 2013 г., в Латвии, в День Победы?  Спросите у нее, и пусть она объяснит вам, что я не прав. 

 

 

Константин Светланов

 

 

П О С Т С К Р И П Т У М

 

 

 

 

 

 

 

 

Думаю, дальнейших комментариев не требуется. Однако, интересно все же: напишет ли нам Юлия Леонидовна опровержение?.. В том, что она умеет писать нет никаких сомнений - вы не смотрите на то, что текст ее письма, который мы опубликовали в виде скрина, страдает стилистическими и орфографическими огрехами - расстроился человек, торопился, его можно понять! В интернете мы нашли много публикаций Юлии Блатун, а также прочую информацию в том числе и адрес ее электронной почты в абсолютно открытом доступе из-за которого, собственно, и возник весь этот сыр-бор. Стало также понятно, почему Юлия обратилась к материалу, опубликованному давным давно: поисковик по запросу "Юлия Блатун" выдает данную статью чуть ли не на первом месте.

Впрочем, возможно, что данный ход - всего лишь хитрый прием: ведь задача тех, кто создал данный "шедевр" - обратить на него внимание как можно большей аудитории. Но вот тут наши цели и задачи совпадают: пусть этот материал увидит как можно больше людей и ознакомятся с мнением редакции. Оно, как известно, не всегда совпадает с мнением читателей, и уж точно - с мнением критикуемого.

Не будем гадать. Просто подождем.

 

Журнал: