Вы здесь

 

МАКС-2013 – кто сказал, что чуда не произошло?

 

 

  

      В первых числах сентября 2013 года завершился очередной международный авиационно-космический салон. Наш не «заточенный» под эту тематику журнал мог бы, как и вся пресса, отреагировать на это сухим отчетом, снабдив его соответствующими цифрами и фотографиями. Однако мы решили подойти к рассказу о МАКСе не совсем шаблонно, и не стали публиковать материал сразу после его окончания. И сделали это намеренно.

 

      Во-первых, авиасалон МАКС, на наш взгляд, это не просто выставка. МАКС – это явление, и ни одна выставка не дает такого ощущения возможностей и мощи государства, представляющего на здесь свою технику, особенно военную. Во-вторых, МАКС – непревзойденное шоу, какое не в силах более ни одному смотру достижений инженерной мысли. И, в-третьих, по масштабам мероприятия МАКС однозначно продолжает уверенно бить все мировые рекорды – фактически целый подмосковный город Жуковский стал выставкой.

     Мы прочитали немало материалов, написанных нашими коллегами про авиакосмический салон. Поэтому сегодня попробуем не повторять то, о чем уже писали, а рассказать, что увидели мы, проиллюстрировав наши наблюдения снимками, хотя и погода в конце августа не побаловала: было пасмурно, а иногда и откровенно дождливо.

 

Чудо иностранной техники -  "Аэробус А-380".

Тяжелый транспортный самолет ИЛ-76М-90А.
Не обольщайтесь, мы тоже умеем...

     Многие издания написали, что чуда на МАКСе не произошло. Не было того «прорыва», который отметили на предыдущем салоне в 2011 году. Однако, мы готовы с этим поспорить. Некий шаблонный взгляд на МАКС – и есть главная ошибка. Оценить выставку можно не только по тому, посетило ее первое лицо государства, или нет, а по тем достижениям и тенденциям, которые, возможно, были заметны не так явно. Давайте попробуем их найти. 
     Надо отметить, что наряду с показом крупногабаритной летательной техники - грузовых и пассажирских самолетов – МАКС-2013 изобиловал мелкими воздушными судами. Можно даже смело сказать, что они по своему количеству и разнообразию победили монстров, таких, как "Аэробус А380" - широкофюзеляжный двухпалубный турбореактивный пассажирский самолёт, высотой 24 метра, длиной около 80 метров; вместимостью пассажиров 525 в салоне трёх классов (до 853 пассажира в одноклассовой конфигурации). Говорят, что он способен совершать беспосадочные перелеты до 15 тыс. км... Правда, А-380 пока что широко не работает в коммерческой авиации, а используется в основном для обучения летного состава и тестирования перспективных бортовых систем. Да и потраченные на него 12 миллиардов евро "отобьются" лишь после продажи нескольких сотен таких самолетов, что будет или совсем нескоро, или вообще никогда. А вот небольшие самолеты покупают, и будут покупать охотно. Это доступно по цене (некоторые модели стоят не дороже хорошего автомобиля) и очень "круто" - представьте себе, как вы на переговорах как бы невзначай бросате, что вас, мол, ждет свой самолет! Теперь, надеюсь, всем понятно, почему «мелкие» победили динозавров?

  Вот так "маленькие" победили "больших": и по количеству, и по доступности 


      Приятно, что здесь Россия оказалась в буквальном смысле слова на высоте. Особо хочется отметить компанию ООО «Вираж», которая показала на выставке целую линейку самолетов «Сигма». Многофункциональные летательные аппараты этой фирмы, в том числе и беспилотные разработки,  пользуются большим успехом, и этот сегмент отечественного самолетостроения с успехом конкурирует с ведущими мировыми образцами.
  Военная техника, как всегда, привлекала особое внимание посетителей (к слову сказать, за неделю работы выставку посетило более четверти миллиона человек). И это не удивительно. Простые граждане, попавшие на выставку, могли не просто посмотреть и сфотографировать образцы самых современных боевых самолетов, но и, как говорится, потрогать их руками и даже посидеть в кабине боевых машин на месте пилотов, что многие, особенно дети, и сделали.
     Как всегда реальный показ самолетов всех типов в действии вызывал оправданный восторг участников смотра. Зрелищность полетов на МАКСе - тема отдельная. Даже в те дни, когда не проводились авиа шоу, то есть демонстрировались просто возможности гражданских и военных самолетов (без полетов в группе, цветных дымов и т.д.), полеты не могли оставить равнодушными ни одного посетителя.
 Вершину технического мастерства, конечно же, демонстрировали боевые самолеты, такие, например, как СУ-30СМ. Выполняя фигуры высшего пилота, этот самолет ни на секунду не выпускает из прицела цель, и готов атаковать противника практически из любого положения. И то, что для военных стало уже привычным, кажется совершенно невероятным для обыкновенных зрителей!

      Показ достижений в области авиации гармонировал со смотром достижений отечественной космонавтики, и это, говоря "летным" языком, стало «высшим пилотажем» выставки. Конечно, политика извне, проводимая в последние два десятилетия по отношению к России, поставили весьма серьезные проблемы перед отечественной космической отраслью. И, несмотря на то, что «дружественные» нам государства, всеми способами «помогали» нашей экономике (давали нам кредиты и делали многое другое, чтобы нам стало «лучше»), к счастью, не сумели погубить нашу космическую отрасль. И это выпукло показал МАКС-2013. Мы как были первыми в космосе, так и остаемся первыми. В каких-то программах не хватает финансирования, в каких-то – времени на реализацию. Однако российская космическая школа была, есть и будет первой и ведущей на нашей планете.
     Экспозиция «Роскосмоса» разместилась в одном из самых больших крытых павильонов на выставке – его площадь составила более 1200 кв. м. И тут было на что посмотреть: образцы и модели ракетных двигателей, около двух десятков космических аппаратов. Были также показаны практически все виды ракетоносителей. Среди них космические аппараты «Луна-Ресурс», «Спектр-УФ», «Электро-Л», макет пилотируемого транспортного корабля нового поколения, разгонный блок «Фрегат» и многое другое. НПП «Звезда» имени академика Г. И. Северина представила новый скафандр «Орлан-МКС» с климат-контролем – автоматической системой терморегулирования. Срок износостойкости такого скафандра превышает предыдущий экземпляр в полтора раза, а находиться в нем в открытом космосе можно в 20 раз дольше.

     Отдельно хочется отметить экспозицию, которую пресса почему-то вообще обошла стороной. Неужели все забыли, что все работы в космосе, все полеты, устройства и оборудование, на которые государства всего мира тратят баснословные средства, направлены на то, чтобы те, кто на Земле, жили лучше, комфортнее, безопаснее? Речь идет о стенде «НИИ точных приборов» в павильоне «Роскосмос». Мы обратили внимание на эту организацию потому, что без разработок ОАО «НИИ ТП», космоса в современном понимании не было бы вообще. Именно аппаратура и программное обеспечение, выпускаемое этой организацией, обеспечивает координацию действий в космосе. Подробнее об этом рассказал нам зам. Генерального директора ОАО «НИИ ТП» Г. В. Кузьмин.

Заместитель Генерального директора
"НИИ точных приборов"
Г. В. Кузьмин на стенде  МАКС-2013
Уникальные разработки "НИИ ТП"   для монторинга Земли и Космоса

     – Наш институт был организован в 1952 году, – рассказывает Геннадий Васильевич, – и вот уже более 60 лет мы выполняем задачи, которые решают не только проблемы, связанные с космосом. Хотя, конечно, космические задачи являются приоритетом. Разработанные нами системы позволяют с высочайшей точностью осуществлять контроль за положением космических аппаратов. Погрешность при расстояниях в несколько сот километров допускается в пределах 2-3 сантиметров, однако при стыковке пилотируемых космических кораблей к орбитальной станции такая точность просто необходима. Точность – это не просто слово, входящее в название института. Это сущность «НИИ точных приборов», бренд, если хотите.
     – Наша работа связана не только с космосом, - продолжает Г.В. Кузьмин. – Все наши разработки имеют прямое отношение к реальной жизни нашей планеты. Фактически мы разработали уникальные системы монторинга Земли, которые позволяют с высокой точностью следить за смещениями земной коры, искать полезные ископаемые, фиксировать данные для прогнозов погоды и многое другое.

     … Выставка, прошедшая несколько месяцев назад, вновь пройдет только в 2015 году. Таков формат МАКСа – раз в два года. Но вот, что о чем мы подумали: не надо ждать следующего грандиозного смотра техники и разработок. Мы будем постоянно рассказывать читателям об интересных новшествах, космосе и обо всем, что с ним связано. Ведь это не просто интересная тема. Она тесно касается всей нашей жизни: и экономики, и политики, и здоровья. Кто первый в Космосе, тот будет первым и на Земле. И эту пальму первенства Россия не отдаст никому.  

 

 Сергей Кириченко,

спец. корр. (фото автора)

... и напоследок:  история - визитная карточка МАКСА-2013

 

 

Журнал: